- Сводная информация Сводная инф-я
- Документы Документы
- Боевой путь Боевой путь
- Приказы и документы частей Док. частей
- Дата рождения
- 28.10.1907
- Место рождения
- Украинская ССР, Харьковская обл., Краснокутский р-н, г. Краснокутск
- Дата призыва
- 25.06.1926
- Воинское звание
- полковник ; генерал-майор авиации ; генерал-майор ; майор
- Воинская часть
-
216 истребительная авиационная дивизия
3 гвардейский истребительный авиационный корпус
274 истребительный авиационный полк
Военно-воздушные силы
238 истребительная авиационная дивизия - Награды
-
Медаль «За оборону Кавказа» (2)
Орден Ленина (2)
Орден Красной Звезды (2)
Орден Красного Знамени (2)
Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Орден Ленина
Орден Красной Звезды - Место захоронения
- Белорусская ССР, Минская обл., г. Минск
Биография
(28.10.1907, г. Краснокутск Харьковской губ. - 9.5.1968, г. Минск). Украинец. Генерал-майор авиации (11.5.1949). В Красной армии с июня 1926 г. Окончил Военно-теоретическую школу летчиков в Ленинграде (1927), 1-ю военную школу летчиков им. А. Ф. Мясникова в пгт Кача (1928), Военно-воздушную академию РККА им. профессора Н. Е. Жуковского (1937). До службы в армии Я. И. Гиль работал слесарем и машинистом на Пархомовском заводе Харьковской обл., с 1925 г. - секретарем горкома комсомола в г. Краснокутск. 25 июня 1926 г. добровольно поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков. После прохождения теоретического курса в мае 1927 г. переведен в 1-ю военную школу летчиков им. А. Ф. Мясникова для обучения практическим полетам. В декабре 1928 г. окончил ее и был назначен в 17-ю истребительную авиаэскадрилью 15-й авиабригады ВВС МВО. В этой эскадрилье проходил службу в должностях младшего и старшего летчика, командира звена и отряда. В октябре 1933 г. зачислен слушателем в Военно-воздушную академию РККА им. профессора Н. Е. Жуковского. В октябре 1937 г. капитан Я. И. Гиль окончил академию и был направлен командиром 53-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ВВС КВО в г. Проскуров. В апреле 1938 г. назначен пом. командира 28-го истребительного авиаполка ВВС КОВО в г. Житомир. С ноября он вступил в командование 23-м истребительным авиаполком, а в июле 1939 г. переведен на должность пом. командира 68-го истребительного авиаполка. Полк участвовал в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг. в составе ВВС 7-й и 13-й армий Северо-Западного фронта. За боевые отличия Я. И. Гиль в апреле 1940 г. был награжден орденом Ленина. В марте 1940 г. он назначен командиром 122-го истребительного авиаполка ВВС БОВО. С октября 1940 по 21 июня 1941 г. находился в правительственной командировке в Германии в качестве представителя Аэрофлота СССР. В начале Великой Отечественной войны полковник Я. И. Гиль назначается командиром 273-го истребительного авиаполка ПВО. С июля по октябрь полк участвовал в прикрытии от авиационных налетов противника порта и города Новороссийск, городов Анапа, Геленджик, Туапсе и побережья Чёрного моря от Анапы до Туапсе. За этот период ни один вражеский самолет не был допущен к обороняемым объектам. В ноябре полк передислоцирован на Южный фронт в 56-ю отдельную армию. В ходе Ростовских оборонительной и наступательной операций Я. И. Гиль командовал авиагруппой «Кубань» в составе четырех полков и одной авиаэскадрильи. Полки авиагруппы наносили удары по механизированным частям противника, аэродромам, ж.-д. станциям и местам выгрузки войск противника, прикрывали главную группировку войск 56-й отдельной и 37-й армий, сопровождали на боевые вылеты бомбардировщики и штурмовики 73-й авиадивизии, вели борьбу за господство в воздухе на таганрогско-ростовском направлении. В ходе Ростовской наступательной операции в результате ударов по аэродромам Таганрог и Поляковка было уничтожено 30 вражеских самолетов Ю-88. Только за 20 ноября 1941 г. в балках Камышеваха и Щепкино севернее Ростова-на-Дону авиагруппой подбито и уничтожено 48 танков 14-й танковой дивизии, чем фактически была сорвана переправа 1-й танковой группы противника на левый берег р. Дон. С 25 января 1942 г. авиагруппа «Кубань» была перебазирована в Донбасс, где в составе ВВС Южного фронта действовала в полосе 12-й и 18-й армий на направлении Ольховатка, Алексеево-Орловка, Чистяково. 11 января 1942 г. авиагруппа была переименована в 74-ю смешанную авиадивизию, а полковник Я. И. Гиль утвержден ее командиром. В дальнейшем части дивизии действовали в полосе 37-, 9- и 57-й армий, группы генерал-майора А. А. Гречко (5-й кавалерийский корпус) на направлениях Лозовая, Барвенково, Красноармейск, Славянск, Краматорск, Константиновка и Артемовск (Барвенково-Лозовская наступательная операция). 21 мая 1942 г. полковник Я. И. Гиль переведен на должность зам. командира 216-й истребительной авиадивизии в составе 4-й воздушной армии. Дивизия участвовала в Воронежско-Ворошиловградской и Северо-Кавказской оборонительной операциях. В сентябре - октябре 1942 г. Я. И. Гиль занимался организацией взаимодействия авиации 4-й воздушной армии с 4-м гвардейским Кубанским казачьим кавалерийским корпусом, наступавшим на г. Буденновск. В начале ноября он был направлен командованием 4-й воздушной армии на КП 9-й армии для организации взаимодействия с войсками при подготовке контрударов под г. Орджоникидзе. С 17 ноября и в декабре 1942 г. полковник Я. И. Гиль принимал в Астрахани два авиационных соединения, прибывших в Северную группу войск Закавказского фронта. В конце декабря назначается командиром 238-й истребительной авиадивизии ВВС САВО в г. Ашхабад. Дивизия в боевых действиях не участвовала, готовила летный и технический состав для пополнения частей действующей армии. Всего за время его командования было подготовлено летно-технического состава для 4 истребительных и 2 бомбардировочных авиаполков. В апреле 1945 г. дивизия была передислоцирована в ОрВО для последующего направления на фронт, где и встретила День Победы. После войны полковник Я. И. Гиль продолжал командовать этой дивизией в Воронежском ВО. В ноябре 1945 г. вновь перебазировал ее в г. Ашхабад. 21 апреля 1949 г. он назначается командиром 62-го истребительного авиакорпуса ЗакВО. С апреля по сентябрь 1950 г. генерал-майор авиации Я. И. Гиль состоял в распоряжении Главкома ВВС, затем был назначен зам. командира 58-го истребительного авиакорпуса 26-й воздушной армии БВО. С июня 1952 г. вступил в командование этим корпусом. В ноябре 1955 г. переведен на должность зам. по ПВО командующего ВВС Таврического ВО. С мая 1956 г. - зам. командующего 26-й воздушной армии по ПВО. 17 ноября 1960 г. уволен в отставку. Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. Использованная литература: Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь. Том II. Командиры авиационных дивизий ВВС и ВМФ, командующие дивизионными районами ПВО, командиры дивизий ПВО, зенитных артиллерийских дивизий РГК, истребительных авиадивизий ПВО, дивизий ВНОС, аэростатов заграждения, прожекторных дивизий и авиационных дивизий ВВС / Д.А. Цапаев, Б.В. Айрапетян, Б.А. Введенский [и др.]; под общей редакцией генерал-полковника В.П. Горемыкина - М.: Кучково поле, 2014. - 992 с.
Строка в наградном списке
-
hhh
- Подвиг
- Подвиг 2
- Подвиг 3
| Страница: | из |

Загрузить еще раз
Рассекречено в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 года N181 «О рассекречиван архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями на 30 мая 2009 года)
Поиск похожих документов