Записи из проекта Дорога Памяти
Дата рождения:
15.10.1905
Дата призыва:
1928
Воинское звание:
подполковник
Воинская часть:
746 авиаполк
История:
Александр Яковлевич Золотарев (род.15.10. 1905 г) был призван в Красную Армию в 1928 г. Награжден: Орден Ленина (1942),Орден Отечественной войны II степени (1943),Орден Красной Звезды. Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945),Юбилейная медаль "30 лет Советской Армии и Флота" (1948),Медаль "За оборону Москвы" (1944),Медаль "За боевые заслуги" Он имел инженерную подготовку. Неоднократно его заслуги отмечали, как наиболее технически грамотного специалиста в части по эксплуатации двигателей АМ-35А, М-30Б и М 82, установленных на разных модификациях машины Пе-8. Лично им было внедрен усовершенствованный механизм, позволивший флюгировать воздушный винт на моторе М-82. Золотарев принимал участие как один из лучших специалистов части в испытаниях двигателя воздушного охлаждения М-82 (АШ-82) при его установке на бомбардировщике Пе-8. Эти работы были проведены в 1943 г. Всего в течение 1943 г. и 1944 г. было выпущено 34 самолета Пе-8 с двигателями М-82 (АШ-82).
В 1943 г. А.Золотарева повысили в звании: он стал инженер-майором. В июне того же года его назначили инженером по эксплуатации двигателей в 45-й авиадивизии, в которую входил 746-й авиаполк. Великую Отечественную войну Александр Яковлевич Золотарев закончил в звании «инженер-подполковник».
За участие в секретном перелете на самолете Пе-8 в мае-июне 1942 г. капитан-инженер Александр Яковлевич Золотарев из 746-го авиаполка был награжден орденом Ленина.
В окончательный состав экипажа для сверхсекретной миссии В.Молотова были назначены: командир майор Э.К.Пусэп, второй летчик капитан В.М.Обухов, штурманы капитаны С.М.Романов и А.П.Штепенко, старший борттехник, инженер-капитан С.Н.Дмитриев и борттехник, инженер-капитан А.Я.Золотарев, а также два радиста воентехник 1 ранга Б.П.Низовцев и младший лейтенант С.К.Муханов, воздушные стрелки капитан И.П.Гончаров, старшие сержанты Д.М.Кожин, П.В.Сальников, Г.Ф.Белоусов и сержант В.И.Смирнов. Следует сказать, что на время перелета из Англии в США и обратно в состав экипажа был введен радист канадского происхождения Кэмпбелл.
Самолет взлетел в 18.45 18 мая, затем прошел над Раменским, взял курс на Загорск (Сергиев Посад), далее на Калинин (Тверь), потом он полетел по маршруту Осташков Псков остров Эзель (Саарема) Мотала (Швеция) Северная Дания - Кристиансад (Норвегия) Данди (Северная Шотландия). Полет проходил на высоте около 10 км.
19 мая самолет с советской делегацией приземлился на аэродроме в Северной Шотландии,. 20 мая Вячеслав Молотов уже вел переговоры с премьер-министром У.Черчиллем в Лондоне, приехав в британскую столицу на спецпоезде.
Старт дальнейшего перелета в США состоялся в ночь на 28 мая с аэродрома Прествик (Шотландия). Машина Пе-8 совершила промежуточную посадку в Рейкьявике (Исландия) и затем на аэродроме военной базы в Гус-Бей (Канада). Во второй половине дня 29 мая Пе-8 благополучно доставил пассажиров в Вашингтон. В США экипаж машины Пе-8 в полном составе был принят президентом Ф.Рузвельтом.
По проверенному маршруту советская делегация возвратилась в Москву, только промежуточную посадку в Гус-Бей заменили на Гандер, расположенный на канадском острове Ньюфаундленд. Утром 13 июня бомбардировщик Пе-8 приземлился на Центральном аэродроме в Москве. Среди встречавших был командующий АДД генерал-лейтенант А.Голованов.
20 июня 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение специального задания правительства звание Героя Советского Союза было присвоено майорам С.Асямову (посмертно), Э.Пусэпу, С.Романову и А.Штепенко (штурманов одновременно повысили в звании). Капитан В.Обухов, капитан-инженеры С.Дмитриев и А.Золотарев были награждены орденом Ленина.
Подробно о том, как происходил сверхсекретный перелет до Англии и США в мае-июне 1942 г., рассказал в последних главах своей книги воспоминаний «Тревожное небо» Эндель Карлович Пусэп (1909-1996) Книга вышла из печати в конце 70-х годов в Таллине.
Александр Яковлевич Золотарев (род.15.10. 1905 г) был призван в Красную Армию в 1928 г. Награжден: Орден Ленина (1942)
,
Орден Отечественной войны II степени (1943)
,
Орден Красной Звезды. Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945)
,
Юбилейная медаль "30 лет Советской Армии и Флота" (1948)
,
Медаль "За оборону Москвы" (1944)
,
Медаль "За боевые заслуги" Он имел инженерную подготовку. Неоднократно его заслуги отмечали, как наиболее технически грамотного специалиста в части по эксплуатации двигателей АМ-35А, М-30Б и М 82, установленных на разных модификациях машины Пе-8. Лично им было внедрен усовершенствованный механизм, позволивший флюгировать воздушный винт на моторе М-82. Золотарев принимал участие как один из лучших специалистов части в испытаниях двигателя воздушного охлаждения М-82 (АШ-82) при его установке на бомбардировщике Пе-8. Эти работы были проведены в 1943 г. Всего в течение 1943 г. и 1944 г. было выпущено 34 самолета Пе-8 с двигателями М-82 (АШ-82).
В 1943 г. А.Золотарева повысили в звании: он стал инженер-майором. В июне того же года его назначили инженером по эксплуатации двигателей в 45-й авиадивизии, в которую входил 746-й авиаполк. Великую Отечественную войну Александр Яковлевич Золотарев закончил в звании «инженер-подполковник».
За участие в секретном перелете на самолете Пе-8 в мае-июне 1942 г. капитан-инженер Александр Яковлевич Золотарев из 746-го авиаполка был награжден орденом Ленина.
В окончательный состав экипажа для сверхсекретной миссии В.Молотова были назначены: командир майор Э.К.Пусэп, второй летчик капитан В.М.Обухов, штурманы капитаны С.М.Романов и А.П.Штепенко, старший борттехник, инженер-капитан С.Н.Дмитриев и борттехник, инженер-капитан А.Я.Золотарев, а также два радиста воентехник 1 ранга Б.П.Низовцев и младший лейтенант С.К.Муханов, воздушные стрелки капитан И.П.Гончаров, старшие сержанты Д.М.Кожин, П.В.Сальников, Г.Ф.Белоусов и сержант В.И.Смирнов. Следует сказать, что на время перелета из Англии в США и обратно в состав экипажа был введен радист канадского происхождения Кэмпбелл.
Самолет взлетел в 18.45 18 мая, затем прошел над Раменским, взял курс на Загорск (Сергиев Посад), далее на Калинин (Тверь), потом он полетел по маршруту Осташков Псков остров Эзель (Саарема) Мотала (Швеция) Северная Дания - Кристиансад (Норвегия) Данди (Северная Шотландия). Полет проходил на высоте около 10 км.
19 мая самолет с советской делегацией приземлился на аэродроме в Северной Шотландии,. 20 мая Вячеслав Молотов уже вел переговоры с премьер-министром У.Черчиллем в Лондоне, приехав в британскую столицу на спецпоезде.
Старт дальнейшего перелета в США состоялся в ночь на 28 мая с аэродрома Прествик (Шотландия). Машина Пе-8 совершила промежуточную посадку в Рейкьявике (Исландия) и затем на аэродроме военной базы в Гус-Бей (Канада). Во второй половине дня 29 мая Пе-8 благополучно доставил пассажиров в Вашингтон. В США экипаж машины Пе-8 в полном составе был принят президентом Ф.Рузвельтом.
По проверенному маршруту советская делегация возвратилась в Москву, только промежуточную посадку в Гус-Бей заменили на Гандер, расположенный на канадском острове Ньюфаундленд. Утром 13 июня бомбардировщик Пе-8 приземлился на Центральном аэродроме в Москве. Среди встречавших был командующий АДД генерал-лейтенант А.Голованов.
20 июня 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение специального задания правительства звание Героя Советского Союза было присвоено майорам С.Асямову (посмертно), Э.Пусэпу, С.Романову и А.Штепенко (штурманов одновременно повысили в звании). Капитан В.Обухов, капитан-инженеры С.Дмитриев и А.Золотарев были награждены орденом Ленина.
Подробно о том, как происходил сверхсекретный перелет до Англии и США в мае-июне 1942 г., рассказал в последних главах своей книги воспоминаний «Тревожное небо» Эндель Карлович Пусэп (1909-1996) Книга вышла из печати в конце 70-х годов в Таллине.
Дата выбытия:
1978