Отец, Геннадий Михайлович Волков (15.02.1920 – 11.06.2001), родился недалеко от Москвы в Ленинском районе, в д. Мамоново в крестьянской семье. Окончив 7 классов и ФЗУ, получил специальность слесаря. Какое- то время работал на заводе им. Ухтомского в Люберцах, откуда и был призван в военно-морской флот.
У моего отца был родной младший брат – Анатолий. Из дома на службу ушли одновременно. Оба в 1939 году. Один на флот, другой в танковое училище. Анатолий не дожил до Победы – погиб в августе 1943 при освобождении Харькова.
Волков Геннадий Михайлович был призван по спецнабору на службу в ряды ВМФ в 1939 году. Ему было 19 лет. Службу проходил на ВМБ в г. Владивостоке. Уже в ходе Великой Отечественной войны в 1944 году в составе Тихоокеанского флотского экипажа железнодорожным транспортом был направлен из Владивостока в Мурманск – на Северный флот и в дальнейшем в Шотландию (на военную-морскую базу Скапа-Флоу), где принимал участие в приёмке и подготовке к морскому переходу боевых кораблей, переданных Англией нашей стране по условиям соглашения о разделе флота вышедшей из войны в 1943 году Италии (не ленд-лиз).
Пунктом сбора и посадки на транспорты экипажей линкора и подводных лодок был Архангельск, а команды эсминцев должны были отправляться из Мурманска. Движение конвоев из Англии в северные порты СССР позволяло использовать возвращающиеся американские транспорты для переброски личного состава в Англию, где морякам предстояло в короткий срок принять выделенные корабли, освоить технику и оружие, отработать задачи боевой подготовки и совершить на них переход на Родину.
Транспорты из Архангельска пришли в Мурманск 27 апреля и в 8:00 утра 28.04.1944 из Кольского залива в составе конвоя из 44 транспортов «Либерти» под охраной 25 боевых кораблей начался переход. 7 мая 1944 г. конвой пришёл в Англию, преодолев 1955 морские мили. Несмотря на то, что транспорты с экипажами находились во внутренней второй колонне и усиленно охранялись, один американский транспорт был торпедирован 2-мя торпедами. Он затонул за 8 минут. В воде оказались 143 человека. Нахождение в ледяном океане более 15 минут смертельно опасно. Спасение тонущих началось только через 40 минут, последних подняли через 2 часа 30 минут, что увеличило число жертв. Погибли 42 человека, из них 23 человека из состава экипажа советского эсминца «Достойный» в трюме из-за обрушения лестницы. Немецкая подлодка не была обнаружена.
В Великобритании более 3 месяцев шла подготовка к переходу в Союз кораблей: линкор – советское название «Архангельск», 9 эсминцев – США (один на запчасти, т.к. корабли были 1917-1919 гг. постройки), 4 подлодки для временной службы в составе Северного флота.
Экипажи эсминцев, получившие названия «Жёсткий» и «Живучий», были сформированы из моряков-тихоокеанцев. Квартировался экипаж, в который был зачислен папа, на английском эсминце «Челси» (впоследствии эсминец «Дерзкий» Советского военно-морского флота), быстро осваивали вооружение и ремонтировали судовые механизмы принимаемых эсминцев. В июле 1944 года эсминец «Жёсткий» был официально передан советской стороне и на нём поднят Советский военно-морской флаг.
Все корабли отряда были готовы к походу к родным берегам. Переход отряда состоялся в составе большого конвоя из 34 огромных транспортов типа «Либерти». Советские боевые корабли выполняли первую боевую задачу по их охране совместно с кораблями союзников.
По пути к советским берегам было уничтожено 3 немецкие подводные лодки, в том числе 1 лодка советским эсминцем из нашего отряда кораблей. «Жёсткий», в числе других кораблей, непосредственно участвовал в атаке на подводную лодку, бомбил её. За заслуги в деле подготовки к переходу и в освоении материальной части передаваемых эсминцев, за успешный героический переход в Советский Союз отец был награждён медалью Ушакова (самая почитаемая награда среди моряков).
Эсминец «Жёсткий», на котором проходил службу отец, в составе эскадры маршрутом арктических конвоев 24.08.1944 г. прибыл на базу в Ваенгу (ныне Североморск) и вошёл в состав Северного флота.
Основной базой Северного флота в годы войны был Полярный, где постоянно в дальнейшем базировались эсминцы и подводные лодки. Эсминцы выполняли задачи по охране морских коммуникаций, сопровождению конвоев и поиску подводных лодок противника.
30 декабря 1944 года, когда «Жёсткий» и «Живучий» после выполнения боевых задач прибыли на отдых в Полярный, где началась подготовка к новогоднему празднику, неожиданно прозвучал сигнал боевой тревоги.
Транспорт «Тбилиси», шедший из Ваенги в Печенгу, в открытом море был торпедирован немецкой подводной лодкой. Погиб капитан и 57 военнослужащих-пассажиров и членов экипажа. Судно было модульной конструкции, носовая часть оторвалась при взрыве и затонула. Но на транспорте оставалось много ценного груза.
В 4 часа 31 декабря из Полярного по тревоге к месту аварии вышли эсминцы «Жесткий» (под брейд-вымпелом начальника штаба эскадры Северного флота капитана 1 ранга А.М. Румянцева) и «Живучий». В 6 часов корабли обнаружили транспорт и два тральщика с помощью радиолокатора в семи милях к северу от мыса Цып-Наволок. По приказанию начальника штаба эскадры «Жесткий» приступил к подготовке к буксировке транспорта «Тбилиси».
Нужна была команда, которая с риском для жизни, была бы готова перебраться на транспорт закрепить грузы на палубе и принять концы буксировочных тросов. В новогоднюю ночь 1944-45гг отец в составе группы из 5 моряков-добровольцев принимал активное участие в спасении транспорта «Тбилиси». Для принятия буксира на судно были высажены матросы эсминца «Жесткий» – артиллеристы Игорь Раздеров, Михаил Фетисов и Николай Матукин, торпедист Геннадий Волков и марсовый Владимир Опарин.
Если вам приходилось в темноте полярной ночи при свете прожекторов, перепрыгивать с борта боевого корабля в момент нахождения его на гребне штормовой волны на скользкую палубу другого, более высокого огромного и неуправляемого судна, то сразу можете представите себе эту картину высадки
«Живучему» было приказано принять с тральщика Т-115 78 пассажиров и членов команды транспорта «Тбилиси» и обеспечивать противолодочную оборону в районе спасательных работ. Эсминец «Жесткий» несколько раз заводил буксирный трос и пытался буксировать аварийное судно кормой, но всякий раз трос лопался при самом малом ходе. Натянутые тросы 10 раз рвались. «Тбилиси» продолжал дрейфовать на юго-восток.
Подошли ещё боевые корабли и морские буксиры, и тогда удалось взять пароход на буксир. Всё проходило в условиях сильного 8-бального шторма и завершилось успехом через более 40 часов напряжённых усилий. За это время судно продрейфовало более 80 морских миль. Мокрые с головы до ног, на ледяном ветру, моряки выполнили поставленную задачу. Все остались живы. Спасение транспорта являлось флотской операцией. Руководил ею начальник штаба эскадры А.М. Румянцев. Он лично инструктировал добровольцев и принимал все решения в ходе спасения «Тбилиси». Транспорт с военным грузом был спасён, приведён в Териберку и служил ещё до 1976 года после восстановления в 1959.
За свой подвиг добровольцы награждены орденами (двое, Раздеров и Опарин, орденами Боевого Красного Знамени и трое остальных – орденами Отечественной войны 1 степени). Кроме ордена, у отца были медали «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», весь ряд юбилейных.
Во многих боевых выходах, например, 16.01.1945, эсминцы «Жёсткий» и «Живучий» взаимодействовали с эсминцем «Грозный» (сов. постройки 1938г), где проходил службу известный впоследствии советский писатель Валентин Пикуль (роман «Реквием каравану PQ17» и многие другие).
К сожалению, этот день был омрачён гибелью эсминца «Деятельный» от торпеды германской подводной лодки из «Волчьей стаи». Погиб почти весь экипаж эсминца. Из северных вод удалось спасти только 7 моряков. Эсминцы «Жёсткий» и «Живучий» принимали участие в поиске немецкой лодки и спасении экипажа. Но безрезультатно!
Службу отец закончил в 1947 г. в звании старшины 2 статьи. В 1985 г. отцу был вручён орден Отечественной войны 2 степени.
Пройдя войну, отец встретил день Победы на базе в Полярном.
На пирсах и причалах пели и танцевали все свободные от вахты, начиная от матросов и кончая командирами кораблей, дивизионов и флагманскими специалистами. А 10 мая наш корабль заступил на боевое дежурство. В море еще рыскали не сдавшиеся фашистские подлодки
Позднее, в Архангельске, отец познакомился со своей будущей женой – моей мамой Надеждой Прокопьевной. Она жила в Архангельске и вспоминает: «В день Победы в Архангельске погода менялась, то светило солнце, то временами шёл снег мокрыми хлопьями. Но было огромное всеобщее ликование в городе. Люди радовались концу войны, обнимались».
Сама мама почти всю войну была в Архангельске, только с июля по октябрь 1941 года с мобилизованной на трудовой фронт архангелогородской молодёжью работала на строительстве стратегического объекта в Мурманске.
Рассказывает, что никто всерьёз не воспринимал войну, считали поездку приключением, даже тёплой одежды никто не взял в дорогу. Зачем, если через две недели домой? Лето 1941 года было жаркое. Комсомольцев посадили в Архангельске на грузовой пароход «Будённый» и доставили в Кандалакшу.
В первый же день на Мурманском вокзале эшелон, прибывший из Кандалакши с бойцами трудового фронта бомбили немецкие самолёты. В этот день мама увидела первых погибших от немецких бомб
Переправившись через Кольский залив на Абрам Мыс (западную часть Мурманска) комсомольцы приступили к работам – прорубали в лесу просеку для дороги (сейчас это выход к федеральной трассе «Кола» под названием Лесная улица).
Бомбёжки во время работ стали почти ежедневными. В октябре, когда похолодало, самых младших отправили домой. Вернувшись в Архангельск, мама училась на курсах медсестёр, работала вечерами в многочисленных госпиталях, стирала бинты, в швейной артели шила гимнастёрки и другое обмундирование, чинила порванную армейскую форму с фронта, поступавшую на огромный склад в городе, проходила начальную военную подготовку в пригородах, где рыли учебные окопы, учились владеть оружием и стрелять. До первого октябрьского льда, два года подряд (1942-43гг.), мобилизованная молодёжь Архангельска вылавливала из Северной Двины брёвна, которые сплавляли по реке лесорубы из района заготовок для обеспечения города дровами. Это производилось по специальной технологии с использованием лебёдки, крюков, багров и спортивных навыков. Было маме тогда всего 16-17 лет.
Демобилизовавшись, отец вернулся в Подмосковье, и семья переехала в Подольск. Папа стал работать в Подольском научно-исследовательском технологическом институте (ПНИТИ, позднее НПО «Луч»). Умер в Подольске 11.06.2001 г. в возрасте 81 года.
Я запомнил его простым в общении и в быту, с хорошим чувством юмора человеком, всегда готовым прийти на помощь другим людям. Всю жизнь работал, всегда стремился к поставленной цели. Награждён медалью «Ветеран труда».
Это поколение, его ещё называют Поколением Победителей, задало ныне живущим высокую планку! Слава им ЖИВЫМ и ПАВШИМ!
Был лёгким на подъём. Уже уйдя с завода, стал работать в колхозе и работал в нём до середины 80-х годов. Переживал, когда видел недостатки в жизни и в устройстве государства, критиковал, иногда излишне горячился, как и многие люди того, комсомольского военного поколения. «Я всегда во всё светлое верил...» ,– пел Высоцкий, как будто и о нём тоже. Петь папа любил, хотя и не так часто это у него случалось. Во время семейных застолий, в компании друзей папа пел с большим чувством песни далёкого матросского фольклора, прошедшей военной юности, совершенно мне подчас неизвестные и сентиментальные.
Это о его поколении снят фильм «Добровольцы». С полным правом они могут сказать: «Мы сурового времени дети!»
«Настроение бодрое. Идём ко дну!» – говорил отец во время болезни, осознавая скорый уход (цитируя радиограмму с погибавшего в 1934 г. во льдах знаменитого парохода "Челюскин").
Так уходили герои!
Дмитрий В.