Записи из проекта Дорога Памяти
Дата рождения:
18.12.1912
Место рождения:
г. Каунас, Литва
Наименование военкомата:
Сталинская область
Воинское звание:
воентехник 2 ранга
История:
Александр Турбаев (урожденный Федорович) родился 18.12.1912 г. в городе Каунасе в семье старшего статского советника, который погиб в Первую Мировую войну. Мама, Антонина Ивановна, после оккупации Литвы, вынуждена была эвакуироваться сначала в г. Санкт-Петербург, затем в 1918 г. в Полтавскую область, станция Копылы.
На станции Копылы находился лагерь военнопленных. Оказывая помощь раненым солдатам, Антонина знакомится с Семеном Турбаевым, и после его освобождения они женятся. Семен Игнатьевич усыновил маленького Сашу, потом у них родились две дочери Софья (1921г.р.) и Любовь (1924 г.р.).
В 1930, голодном году, семья Турбаевых перебирается в Донбасс и поселяется в селе Каменоватка, Буденновского района (Новоазовский), Сталинской области (Донецкая).
После службы в рядах РККА в г. Запорожье, Александр Турбаев был направлен на учебу в Ачинское летное училище, по окончании которого получил офицерское звание младшего лейтенанта. В конце 1938 года был направлен на должность авиатехника бомбардировщика ТБ 3 в город Ростов, позже он был назначен на летную должность помощника борттехника.
В начале мая 1941 года Александр Семенович приехал в Каменоватку с женой Клавдией и только родившейся дочерью Лилией, он планировал провести здесь отпуск. Буквально через неделю пришла телеграмма от командования: «Товарищ Турбаев, срочно явитесь в часть». Это было первым сигналом начинающейся войны
На самолете ТБ-3, устаревшим еще к началу войны, но продолжавшим оставаться грозным оружием в руках советских летчиков, воевал Турбаев Александр Семенович, механик, военный бортовой техник 2 ранга.
В ночь со 2 на 3 марта 1942 года с Ногинского военного аэродрома в Подмосковье стартовал самолёт ТБ-3 из состава 1-го тяжелобомбардировочного авиационного полка 53-й авиационной дивизии дальнего действия. Машина поднялась в воздух с несколькими тоннами бомбовой нагрузки, которую должна была обрушить на вражеские цели в районе Смоленска.
При полетах с Ногинского аэродрома маршрут прокладывался так, чтобы обойти Московскую зону ПВО, и от мастерства штурмана зависело безопасное прохождение этой зоны, но, к сожалению, на расстоянии 30 км от аэродрома с самолетом произошла катастрофа.
«Наш ТБ-3 с бомбовой нагрузкой налетел на стальной 6-мм трос аэростата заграждения. Через несколько секунд правая плоскость с четвертым двигателем была отрезана этой стальной ниткой. Самолет загорелся в момент врезания троса в бензосистему. Командир корабля Петр Шмелев дал команду: «Всем покинуть самолет!», но времени для спасения было слишком малоВсего несколько секунд Самолет начало закручивать в правый вираж, и я мгновенно перевалился за борт. Через 2 - 3 секунды выдернул кольцо парашюта, и его купол исправно распахнулся. Невероятно сложный спасительный прыжок совершил и правый летчик Н.П.Подлузский.
Лишившись большей части правой плоскости, самолёт потерял свой курс и, развернувшись в воздухе, упал в районе Измайловского парка культуры и отдыха имени И.В.Сталина. Машина окончательно была уничтожена мощным взрывом.(Из воспоминаний спасшегося воздушного стрелка Семена Ивановича Емельяненко)
Эта трагедия с самолетом ТБ-3 и его экипажем во многих военных статьях и источниках названа «уникальной», она анализировалась на всех уровнях, но точной причины произошедшего установить так и не удалось. Второй спасшийся, правый летчик Подлузский Н.П., при жизни воспоминаний об этой катастрофе, к сожалению, не оставил.
Конечно, горько осознавать, что экипаж, воевавший с первого дня войны, совершивший более 60 боевых вылетов, погиб на своей территории, но еще горше осознавать, что средний возраст экипажа был 30 лет, и каждый из них - уроженец самых разных уголков Советского Союза - защищал свою малую Родину: Турбаев А.С., Чупин А.М., Пича И.М., Шмелев П.В., Карпов П.В.,Степанищев П.Д.
Александр Турбаев (урожденный Федорович) родился 18.12.1912 г. в городе Каунасе в семье старшего статского советника, который погиб в Первую Мировую войну. Мама, Антонина Ивановна, после оккупации Литвы, вынуждена была эвакуироваться сначала в г. Санкт-Петербург, затем в 1918 г. в Полтавскую область, станция Копылы.
На станции Копылы находился лагерь военнопленных. Оказывая помощь раненым солдатам, Антонина знакомится с Семеном Турбаевым, и после его освобождения они женятся. Семен Игнатьевич усыновил маленького Сашу, потом у них родились две дочери Софья (1921г.р.) и Любовь (1924 г.р.).
В 1930, голодном году, семья Турбаевых перебирается в Донбасс и поселяется в селе Каменоватка, Буденновского района (Новоазовский), Сталинской области (Донецкая).
После службы в рядах РККА в г. Запорожье, Александр Турбаев был направлен на учебу в Ачинское летное училище, по окончании которого получил офицерское звание младшего лейтенанта. В конце 1938 года был направлен на должность авиатехника бомбардировщика ТБ 3 в город Ростов, позже он был назначен на летную должность помощника борттехника.
В начале мая 1941 года Александр Семенович приехал в Каменоватку с женой Клавдией и только родившейся дочерью Лилией, он планировал провести здесь отпуск. Буквально через неделю пришла телеграмма от командования: «Товарищ Турбаев, срочно явитесь в часть». Это было первым сигналом начинающейся войны
На самолете ТБ-3, устаревшим еще к началу войны, но продолжавшим оставаться грозным оружием в руках советских летчиков, воевал Турбаев Александр Семенович, механик, военный бортовой техник 2 ранга.
В ночь со 2 на 3 марта 1942 года с Ногинского военного аэродрома в Подмосковье стартовал самолёт ТБ-3 из состава 1-го тяжелобомбардировочного авиационного полка 53-й авиационной дивизии дальнего действия. Машина поднялась в воздух с несколькими тоннами бомбовой нагрузки, которую должна была обрушить на вражеские цели в районе Смоленска.
При полетах с Ногинского аэродрома маршрут прокладывался так, чтобы обойти Московскую зону ПВО, и от мастерства штурмана зависело безопасное прохождение этой зоны, но, к сожалению, на расстоянии 30 км от аэродрома с самолетом произошла катастрофа.
«Наш ТБ-3 с бомбовой нагрузкой налетел на стальной 6-мм трос аэростата заграждения. Через несколько секунд правая плоскость с четвертым двигателем была отрезана этой стальной ниткой. Самолет загорелся в момент врезания троса в бензосистему. Командир корабля Петр Шмелев дал команду: «Всем покинуть самолет!», но времени для спасения было слишком малоВсего несколько секунд Самолет начало закручивать в правый вираж, и я мгновенно перевалился за борт. Через 2 - 3 секунды выдернул кольцо парашюта, и его купол исправно распахнулся. Невероятно сложный спасительный прыжок совершил и правый летчик Н.П.Подлузский.
Лишившись большей части правой плоскости, самолёт потерял свой курс и, развернувшись в воздухе, упал в районе Измайловского парка культуры и отдыха имени И.В.Сталина. Машина окончательно была уничтожена мощным взрывом.(Из воспоминаний спасшегося воздушного стрелка Семена Ивановича Емельяненко)
Эта трагедия с самолетом ТБ-3 и его экипажем во многих военных статьях и источниках названа «уникальной», она анализировалась на всех уровнях, но точной причины произошедшего установить так и не удалось. Второй спасшийся, правый летчик Подлузский Н.П., при жизни воспоминаний об этой катастрофе, к сожалению, не оставил.
Конечно, горько осознавать, что экипаж, воевавший с первого дня войны, совершивший более 60 боевых вылетов, погиб на своей территории, но еще горше осознавать, что средний возраст экипажа был 30 лет, и каждый из них - уроженец самых разных уголков Советского Союза - защищал свою малую Родину: Турбаев А.С., Чупин А.М., Пича И.М., Шмелев П.В., Карпов П.В.,Степанищев П.Д.
Дата выбытия:
1942 год 3 марта