Записи из проекта Дорога Памяти
Дата рождения:
25.12.1908
Место рождения:
Саратовская область, Ней-Вальтерский район, село Симоновка
Наименование военкомата:
Ней-Вальтерский РВК, Саратовская область
Дата призыва:
1933
Воинское звание:
старший лейтенант
Воинская часть:
36-я Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья КАлВО, 61 штурмовой авиационный полк ПрибОВО, 5-ый запасной авиационный полк
История:
Родился 25 декабря 1908 года. в 1924 г. окончил 4 группы сельской школы. Рабочий из Крестьян, землепашец. В 1936 г. окончил 14-ую военную школу лётчиков, участник Финской войны, за участие в которой получил орден красной звезды.
Начало ВОВ застал на авиабазе в Литве, в г. Кедайняй, в составе 61-ого штурмового авиационного полка. Известно, что авиабаза одна из первых попала под нападение противника в 4 утра 22 июня 1941 года, а в 4:30 над базой уже шли первые воздушные бои. То бишь когда вся страна еще спала, а люди не знали, что была объявлена война, и до знаменитого обращения Левитана: "Внимание, внимание говорит Москва..." оставалось еще несколько часов, мой дед уже отбивал нападение врагов.
С начала военных действий имел 19 боевых вылетов. Участник Обороны Москвы и Смоленского сражения.
Из наградного листа:
"До 20.08.41 г. имел 12 боевых вылетов по мото-мехчастям, автоколоннам и аэродромам противника в районах Смоленска, Ляды, Красное, Духовщина. Являлся прекрасным командиром летчиком. Во время атаки вел себя смело и энергично, показывая своим подчиненным образцы смелости и отваги. Лично им было уничтожено до 8 танков, 15 автомашин, 1 батарея и несколько автоцестерн с горючим. Являлся участником атаки аэродрома Шаталово, в результате которой было уничтожено до 30 самолетов противника.
С 28.08.41 г. Имел 7 боевых вылетов, где им, тоже, было уничтожено не мало танков, автомашин противника. Не смотря на противодействие зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, умело маневрируя выходил на цель, честно выполняя боевую задачу. Награжден двумя Орденами Красной Звезды."
С 20.07.1942 г. переведен в 5-ый запасной авиационный полк, где обучал летчиков-новобранцев и испытывал новые машины (ИЛ-2) приходящие с заводов. Со слов очевидцев, он рвался на фронт, подавал рапорты, но ему говорили: «Ваша передовая здесь». 5 ЗАП был лучшим по мнению командира 1 штурмовой Краснознаменной авиабригады, не только в бригаде, но одним из лучших в воздушных силах Советской Армии. И поэтому сюда неоднократно приезжали лётчики-инструкторы и специалисты из других полков, чтобы поучиться военному мастерству у лётчиков 5 ЗАПа.
Погиб на аэродроме Муханово 02.12.1943 во время испытания самолета.
Из рапорта об аварии:
"Ил-2, и поверке пилотирования по кругу и посадке на снежный покров. При подходе ко второму развороту по кругу, летя на высоте 200-300 метров, обрезал мотор и появился сильный белый дым с языками пламени от мотора. Летчик перевел самолет на скольжение, летя над лесом, отказывался катапультироваться, оттягивая самолет от жилых домов деревни, передавал до последнего все данные по приборам, выходя из скольжения на высоте 20-30 метров под углом 40-45 градусов врезался в землю. Экипаж погиб, а самолет сгорел."
Позже выяснилось, что у Самолетов Ил-2 в те года была ошибка в конструкции, а из-за спешной сборки было масса других проблем с моторами. Двухместные Ил-2, к сожалению, имели проблему, как слишком задняя центровка, поэтому при полетах в конце 1942 - 1943 годах, были массовые катастрофы, проблему устранили в конце года, поставив новое крыло, так называемое крыло со стрелкой.
Похоронен на кладбище с. Черновка Самарской области. На братской могиле возведен мемориал.
Родился 25 декабря 1908 года. в 1924 г. окончил 4 группы сельской школы. Рабочий из Крестьян, землепашец. В 1936 г. окончил 14-ую военную школу лётчиков, участник Финской войны, за участие в которой получил орден красной звезды.
Начало ВОВ застал на авиабазе в Литве, в г. Кедайняй, в составе 61-ого штурмового авиационного полка. Известно, что авиабаза одна из первых попала под нападение противника в 4 утра 22 июня 1941 года, а в 4:30 над базой уже шли первые воздушные бои. То бишь когда вся страна еще спала, а люди не знали, что была объявлена война, и до знаменитого обращения Левитана: "Внимание, внимание говорит Москва..." оставалось еще несколько часов, мой дед уже отбивал нападение врагов.
С начала военных действий имел 19 боевых вылетов. Участник Обороны Москвы и Смоленского сражения.
Из наградного листа:
"До 20.08.41 г. имел 12 боевых вылетов по мото-мехчастям, автоколоннам и аэродромам противника в районах Смоленска, Ляды, Красное, Духовщина. Являлся прекрасным командиром летчиком. Во время атаки вел себя смело и энергично, показывая своим подчиненным образцы смелости и отваги. Лично им было уничтожено до 8 танков, 15 автомашин, 1 батарея и несколько автоцестерн с горючим. Являлся участником атаки аэродрома Шаталово, в результате которой было уничтожено до 30 самолетов противника.
С 28.08.41 г. Имел 7 боевых вылетов, где им, тоже, было уничтожено не мало танков, автомашин противника. Не смотря на противодействие зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, умело маневрируя выходил на цель, честно выполняя боевую задачу. Награжден двумя Орденами Красной Звезды."
С 20.07.1942 г. переведен в 5-ый запасной авиационный полк, где обучал летчиков-новобранцев и испытывал новые машины (ИЛ-2) приходящие с заводов. Со слов очевидцев, он рвался на фронт, подавал рапорты, но ему говорили: «Ваша передовая здесь». 5 ЗАП был лучшим по мнению командира 1 штурмовой Краснознаменной авиабригады, не только в бригаде, но одним из лучших в воздушных силах Советской Армии. И поэтому сюда неоднократно приезжали лётчики-инструкторы и специалисты из других полков, чтобы поучиться военному мастерству у лётчиков 5 ЗАПа.
Погиб на аэродроме Муханово 02.12.1943 во время испытания самолета.
Из рапорта об аварии:
"Ил-2, и поверке пилотирования по кругу и посадке на снежный покров. При подходе ко второму развороту по кругу, летя на высоте 200-300 метров, обрезал мотор и появился сильный белый дым с языками пламени от мотора. Летчик перевел самолет на скольжение, летя над лесом, отказывался катапультироваться, оттягивая самолет от жилых домов деревни, передавал до последнего все данные по приборам, выходя из скольжения на высоте 20-30 метров под углом 40-45 градусов врезался в землю. Экипаж погиб, а самолет сгорел."
Позже выяснилось, что у Самолетов Ил-2 в те года была ошибка в конструкции, а из-за спешной сборки было масса других проблем с моторами. Двухместные Ил-2, к сожалению, имели проблему, как слишком задняя центровка, поэтому при полетах в конце 1942 - 1943 годах, были массовые катастрофы, проблему устранили в конце года, поставив новое крыло, так называемое крыло со стрелкой.
Похоронен на кладбище с. Черновка Самарской области. На братской могиле возведен мемориал.
Дата выбытия:
02.12.1943