Записи из проекта Дорога Памяти
Дата рождения:
25 июня 1922 года
Место рождения:
деревне Кишкино Тульской области
Наименование военкомата:
Тула
Дата призыва:
1940 (добровольно)
Воинское звание:
капитан
Воинская часть:
командир звена 503-го штурмового авиационного полка,Северо-Кавказский, Южный, 1-й и 4-й Украинский, 2-й Прибалтийский и Ленинградский фронты
История:
Клюев Пётр Николаевич родился в семье тульского крестьянина. Русский. В 1938 г. окончил семилетку в г.Тула . Работал слесарем. Окончил Тульский аэроклуб. 1941-1942 г.г. обучался в Уречьенской и Молотовской военных авиашколах (г.Пермь). Участник ВОВ: в июне 1943-мае 1945 лётчик, старший лётчик, командир звена 503-го штурмового авиаполка. Сражался на Северо-Кавказском, Южном, 1-м и 4-м Украинских, 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Участвовал в освобождении Донбасса, Мелитополя и южной части Левобережной Украины, в Львовско-Сандомирской операции, освобождении Закарпатской Украины, в блокаде Курляндской группировки противника. К марту 1944 года совершил 118 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 на бомбардировку и штурмовку аэродромов, водных переправ, живой силы и техники противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях, лейтенанту Клюеву Петру Николаевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» ( 5929). В 1947 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов. Заместитель командира авиаэскадрильи штурмового авиаполка в г.Броды (Львовская обл.). Капитан П.Н.Клюев погиб при исполнении служебного задания 6 апреля 1950 года. Похоронен на кладбище г. Броды. Награждён орденом Ленина (1945), 2 орденами Красного Знамени (сентябрь 1944, декабрь 1944), орденами Александра Невского (1945), Отечественной войны 2-й степени (1945), медалями. Имя Героя присвоено одной из улиц Тулы.
«Март 1944года. Пять штурмовиков «ИЛ-2» во главе с ведущим лейтенантом Демехиным шли на задание: уничтожить самолеты противника на аэродроме. Группа у цели. Её встретили шесть немецких истребителей. Пытаются отогнать советские штурмовики, но это им не удалось. Петр Клюев сделал, как и его товарищи, два захода. И каждый раз точное попадание бомб. Недалеко от г.Николаева, в районе Еленовки, истребитель, из группы прикрытия ЯК-1, загорелся и приземлился на территории, занятой врагом. Из самолета выскочил пилот. А к нему из ближайших деревень уже бежали и ехали немцы Летчику истребителю грозит плен.
Надо спасать! таково было решение. Штурмовики построились в круг. Лейтенант Милонов, пошел на посадку. Сел, но спустило колесо, еще над целью пробитое осколком снаряда зенитной артиллерии. Взлететь невозможно. Тем более с раскисшего пахотного поля. Ведущий группы Демехин передал Клюеву по радио:
Иду на посадку. Прикрой с воздуха.
Он приземлился, тоже неудачно застрял в грязи. Вблизи горели «ястребок» и ИЛ-2. А немцы приближались, кричали, размахивали автоматами. Вот они в восьмидесяти метрах, в пятидесяти Самолет младшего лейтенанта Клюева носился над товарищами. Эх, как он хотел им помочь! Приземляться нельзя. Может случиться то же самое, что и с Демехиным. Только здесь, в воздухе, его место. Охранять товарищей с воздуха! Не подпускать к ним врагов! Совершая круг за кругом, он посылал во врага очередь за очередью. Немцы вынуждены были прижиматься к земле. Но они все-таки ползли к самолетамА у Клюева на исходе горючее. Стреляют только одна пушка и пулемет. Но разве можно бросить товарищей в беде! Сделал пятнадцать кругов, все время поглядывая на товарищей. Может быть, и ему спуститься? Тем временем к самолету Демехина прибежали Милонов и его стрелок, а также летчик с истребителя. Руками отгребали они грязь от колес засевшего самолета и вытолкнули его на дорогу. Быстро забрались в кабину стрелка, в гондолы шасси. И вот самолет взлетел с дороги. Медленно, тяжело, но взлетел. Вместе с Клюевым он перевалил линию фронта."
Так младший лейтенант Петр Николаевич Клюев в тот день выручил своих товарищей. Готовность идти на выручку товарищам в характере Клюева не случайна. Она проявлялась всякий раз, когда в этом была необходимость. Часто Клюев брал опасный огонь противника на себя. Однажды, уничтожив вражескую переправу через Южный Буг, штурмовики возвращались на свою базу. Их обстреливала зенитная артиллерия. Клюев спикировал на орудия, обстреливая их из пушек и пулеметов. Путь товарищам был очищен.
Клюев Пётр Николаевич родился в семье тульского крестьянина. Русский. В 1938 г. окончил семилетку в г.Тула . Работал слесарем. Окончил Тульский аэроклуб. 1941-1942 г.г. обучался в Уречьенской и Молотовской военных авиашколах (г.Пермь). Участник ВОВ: в июне 1943-мае 1945 лётчик, старший лётчик, командир звена 503-го штурмового авиаполка. Сражался на Северо-Кавказском, Южном, 1-м и 4-м Украинских, 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Участвовал в освобождении Донбасса, Мелитополя и южной части Левобережной Украины, в Львовско-Сандомирской операции, освобождении Закарпатской Украины, в блокаде Курляндской группировки противника. К марту 1944 года совершил 118 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 на бомбардировку и штурмовку аэродромов, водных переправ, живой силы и техники противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях, лейтенанту Клюеву Петру Николаевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» ( 5929). В 1947 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов. Заместитель командира авиаэскадрильи штурмового авиаполка в г.Броды (Львовская обл.). Капитан П.Н.Клюев погиб при исполнении служебного задания 6 апреля 1950 года. Похоронен на кладбище г. Броды. Награждён орденом Ленина (1945), 2 орденами Красного Знамени (сентябрь 1944, декабрь 1944), орденами Александра Невского (1945), Отечественной войны 2-й степени (1945), медалями. Имя Героя присвоено одной из улиц Тулы.
«Март 1944года. Пять штурмовиков «ИЛ-2» во главе с ведущим лейтенантом Демехиным шли на задание: уничтожить самолеты противника на аэродроме. Группа у цели. Её встретили шесть немецких истребителей. Пытаются отогнать советские штурмовики, но это им не удалось. Петр Клюев сделал, как и его товарищи, два захода. И каждый раз точное попадание бомб. Недалеко от г.Николаева, в районе Еленовки, истребитель, из группы прикрытия ЯК-1, загорелся и приземлился на территории, занятой врагом. Из самолета выскочил пилот. А к нему из ближайших деревень уже бежали и ехали немцы Летчику истребителю грозит плен.
Надо спасать! таково было решение. Штурмовики построились в круг. Лейтенант Милонов, пошел на посадку. Сел, но спустило колесо, еще над целью пробитое осколком снаряда зенитной артиллерии. Взлететь невозможно. Тем более с раскисшего пахотного поля. Ведущий группы Демехин передал Клюеву по радио:
Иду на посадку. Прикрой с воздуха.
Он приземлился, тоже неудачно застрял в грязи. Вблизи горели «ястребок» и ИЛ-2. А немцы приближались, кричали, размахивали автоматами. Вот они в восьмидесяти метрах, в пятидесяти Самолет младшего лейтенанта Клюева носился над товарищами. Эх, как он хотел им помочь! Приземляться нельзя. Может случиться то же самое, что и с Демехиным. Только здесь, в воздухе, его место. Охранять товарищей с воздуха! Не подпускать к ним врагов! Совершая круг за кругом, он посылал во врага очередь за очередью. Немцы вынуждены были прижиматься к земле. Но они все-таки ползли к самолетамА у Клюева на исходе горючее. Стреляют только одна пушка и пулемет. Но разве можно бросить товарищей в беде! Сделал пятнадцать кругов, все время поглядывая на товарищей. Может быть, и ему спуститься? Тем временем к самолету Демехина прибежали Милонов и его стрелок, а также летчик с истребителя. Руками отгребали они грязь от колес засевшего самолета и вытолкнули его на дорогу. Быстро забрались в кабину стрелка, в гондолы шасси. И вот самолет взлетел с дороги. Медленно, тяжело, но взлетел. Вместе с Клюевым он перевалил линию фронта."
Так младший лейтенант Петр Николаевич Клюев в тот день выручил своих товарищей. Готовность идти на выручку товарищам в характере Клюева не случайна. Она проявлялась всякий раз, когда в этом была необходимость. Часто Клюев брал опасный огонь противника на себя. Однажды, уничтожив вражескую переправу через Южный Буг, штурмовики возвращались на свою базу. Их обстреливала зенитная артиллерия. Клюев спикировал на орудия, обстреливая их из пушек и пулеметов. Путь товарищам был очищен.
Дата выбытия:
6 апреля 1950 года