Записи из проекта Дорога Памяти
Дата рождения:
8 июня 1920
Место рождения:
село Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния, УССР
Наименование военкомата:
Шосткинский РВК, Украинская ССР, Сумская обл., Шосткинский р-н
Дата призыва:
1940 г.
Воинское звание:
маршал авиации | лейтенант
Воинская часть:
240 истребительный авиаполк 302-й истребительной авиационной дивизии (со 2.7.1944 14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия), формирующийся в Иваново.
История:
Иван Никитович Кожедуб один из лучших летчиков советского времени. Он прошел Великую Отечественную войну, и ни разу не был сбит, и неоднократно приводил свой повреждённый истребитель на аэродром. Подвиг Кожедуба это десятки сбытых самолетов противника и сотни боевых полетов. Он является трижды Героем Советского Союза.
Иван Кожедуб родился в семье крестьянина церковного старосты. Украинец. Принадлежал ко второму поколению советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.
После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан, город Чимкент. 23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.
Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитта-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и лётчику пришлось летать на «остатках» имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 06 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87.
В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.
К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.
Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Иван Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.
И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Ивана Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262.
Иван Кожедуб выполнил в течение войны 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и сбил 62 вражеских самолёта. Автоматизм его движений в бою был отработан до предела - отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта.
В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июня 1962 по август 1963 год командующий 76-й воздушной армией. В 19641971 заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации.
В 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР IIV созывов, народным депутатом СССР.
Скончался И. Н. Кожедуб 08 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Иван Никитович Кожедуб один из лучших летчиков советского времени. Он прошел Великую Отечественную войну, и ни разу не был сбит, и неоднократно приводил свой повреждённый истребитель на аэродром. Подвиг Кожедуба это десятки сбытых самолетов противника и сотни боевых полетов. Он является трижды Героем Советского Союза.
Иван Кожедуб родился в семье крестьянина церковного старосты. Украинец. Принадлежал ко второму поколению советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.
После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан, город Чимкент. 23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.
Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитта-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и лётчику пришлось летать на «остатках» имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 06 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87.
В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.
К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.
Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Иван Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.
И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Ивана Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262.
Иван Кожедуб выполнил в течение войны 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и сбил 62 вражеских самолёта. Автоматизм его движений в бою был отработан до предела - отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта.
В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июня 1962 по август 1963 год командующий 76-й воздушной армией. В 19641971 заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации.
В 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР IIV созывов, народным депутатом СССР.
Скончался И. Н. Кожедуб 08 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Дата выбытия:
08.08.1991 г.