Записи из проекта Дорога Памяти
Дата рождения:
28 августа 1916
Место рождения:
хутор Крестьянский Воронежская область
Дата призыва:
__.08.1942
Воинское звание:
гв. лейтенант
Воинская часть:
2 оавп ГВФ
История:
Александр Петрович Мамкин родился в 1916 году на хуторе Крестьянский Воронежской области в крестьянской семье.
С 1931 года трудился в колхозе.
В 1934 году поступил в Орловский финансово-экономический техникум.
В 1936 году по окончании техникума поступил по специальному направлению в Балашовскую лётную школу Гражданского воздушного флота.
После окончания с отличием лётной школы был направлен на работу в Таджикское управление ГВФ.
В 1938 году стал кандидатом в члены ВКП(б).
Мамкин А.П. ушёл на фронт добровольцем.
Успел совершить более 70 сложных ночных полетов в тыл противника к партизанам, доставил более 20 тонн боеприпасов и вывез более 280 раненых.
С 1942 года включён в состав 105-го отдельного гвардейского авиационного полка Гражданского воздушного флота.
В апреле 1944-го Дмитрия Кузнецова и Александра Петровича Мамкина в числе лучших пилотов отобрали для участия в операции «Звёздочка».
Операция "Звёздочка" заключалась в срочной эвакуации детей из Полоцкого детского дома. Партизанская разведка узнала, что детей планируют использовать донорами для раненных немецких солдат и офицеров. В детском доме находилось более 200 детей. Вылеты совершали ночью, под покровом темноты. Прежде чем совершить полёт Александр Петрович Мамкин приходил познакомиться с детьми, подбодрить. Так было и в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года. Это был последний, девятый завершающий рейс. 4. Александр Петрович обучил старшего мальчика Володю Шишкова как открывать люки, производить высадку пассажиров. Затем поместил Володю в задней кабине, а воспитателя Валентину Степановну и девять детей в фюзеляже, двух раненых партизан в кассетах, похожих на торпедные аппараты.
Во время полёта, неожиданно над линией фронта появились немецкие истребители. Очередь прошила фанерный самолет, повредила моторный отсек.
Самолёт горел... Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но он летел не один. И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок. Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться. И Мамкин вёл самолёт...
Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости. А там, за спиной лётчика, раздавался плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать. И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью.
Мамкин нашёл площадку на берегу озера Велечье, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда. Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её. Мамкин не дал. Все пассажиры остались живы.
Александр Мамкин выбрался из кабины сам, но передвигаться уже не мог.
Подоспевшие солдаты немедленно переправили Александра в госпиталь. Могучий организм крепкого русского парня, поддерживаемый благодарными детскими молитвами, сопротивлялся еще целую неделю: 17 апреля его не стало...
Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной, да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости? Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание?
Ему было 27 лет.
Похоронили героя в деревне Маклок в Смоленской области. В семидесятые годы его торжественно перезахоронили на воинском мемориальном кладбище «Лидова гора». Спасенные жизни вот главная награда Александра Петровича. Имя героя, его полёт бессмертны.
За проявленные мужество и героизм был награжден:
Орденом Отечественной войны I степени (1943),
Орденом Красного Знамени (1944),
Медалью «Партизану Отечественной войны» I степени (1944)
Александр Петрович Мамкин родился в 1916 году на хуторе Крестьянский Воронежской области в крестьянской семье.
С 1931 года трудился в колхозе.
В 1934 году поступил в Орловский финансово-экономический техникум.
В 1936 году по окончании техникума поступил по специальному направлению в Балашовскую лётную школу Гражданского воздушного флота.
После окончания с отличием лётной школы был направлен на работу в Таджикское управление ГВФ.
В 1938 году стал кандидатом в члены ВКП(б).
Мамкин А.П. ушёл на фронт добровольцем.
Успел совершить более 70 сложных ночных полетов в тыл противника к партизанам, доставил более 20 тонн боеприпасов и вывез более 280 раненых.
С 1942 года включён в состав 105-го отдельного гвардейского авиационного полка Гражданского воздушного флота.
В апреле 1944-го Дмитрия Кузнецова и Александра Петровича Мамкина в числе лучших пилотов отобрали для участия в операции «Звёздочка».
Операция "Звёздочка" заключалась в срочной эвакуации детей из Полоцкого детского дома. Партизанская разведка узнала, что детей планируют использовать донорами для раненных немецких солдат и офицеров. В детском доме находилось более 200 детей. Вылеты совершали ночью, под покровом темноты. Прежде чем совершить полёт Александр Петрович Мамкин приходил познакомиться с детьми, подбодрить. Так было и в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года. Это был последний, девятый завершающий рейс. 4. Александр Петрович обучил старшего мальчика Володю Шишкова как открывать люки, производить высадку пассажиров. Затем поместил Володю в задней кабине, а воспитателя Валентину Степановну и девять детей в фюзеляже, двух раненых партизан в кассетах, похожих на торпедные аппараты.
Во время полёта, неожиданно над линией фронта появились немецкие истребители. Очередь прошила фанерный самолет, повредила моторный отсек.
Самолёт горел... Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но он летел не один. И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок. Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться. И Мамкин вёл самолёт...
Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости. А там, за спиной лётчика, раздавался плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать. И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью.
Мамкин нашёл площадку на берегу озера Велечье, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда. Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её. Мамкин не дал. Все пассажиры остались живы.
Александр Мамкин выбрался из кабины сам, но передвигаться уже не мог.
Подоспевшие солдаты немедленно переправили Александра в госпиталь. Могучий организм крепкого русского парня, поддерживаемый благодарными детскими молитвами, сопротивлялся еще целую неделю: 17 апреля его не стало...
Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной, да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости? Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание?
Ему было 27 лет.
Похоронили героя в деревне Маклок в Смоленской области. В семидесятые годы его торжественно перезахоронили на воинском мемориальном кладбище «Лидова гора». Спасенные жизни вот главная награда Александра Петровича. Имя героя, его полёт бессмертны.
За проявленные мужество и героизм был награжден:
Орденом Отечественной войны I степени (1943),
Орденом Красного Знамени (1944),
Медалью «Партизану Отечественной войны» I степени (1944)
Дата выбытия:
17 апреля 1944