Записи из проекта Дорога Памяти
Дата рождения:
03.08.1911
Место рождения:
д. Нечаево Бежецкого района
Наименование военкомата:
Шпикуловский РВК, Тамбовская обл., Шпикуловский р-н
Дата призыва:
1933-10-01
Воинское звание:
гв. мичман
Воинская часть:
КТЩ-701 гв. ДКТЩ 1 бр. траления
История:
Родился 3 августа 1911 года в деревне Нечаево Российской империи, ныне Бежецкого района Тверской области, в семье крестьянина. Русский.
Образование среднее. С ранних лет увлекался плотницким делом. В 1930 году он уехал в Ленинград, где работал плотником. В 1933 году вступил в комсомол, в октябре того же года его призвали на флотскую службу. Пять лет прослужил на Тихоокеанском флоте.
Участник советско-финской войны 19391940 годов. Окончил курсы комсостава подводного плавания в мае 1941 года и был назначен командиром катера-тральщика 1-й бригады траления Балтийского флота «КТЩ706».
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года, член ВКП(б)/КПСС с этого же года.
Катерный тральщик «КТЩ-706» под командованием мичмана Ларина в числе других обеспечивал переход наших кораблей из Таллина в Кронштадт в 1941 году, участвовал в высадке десантов, доставке им оружия и продовольствия. Экипаж катера участвовал в прорыве Балтийского флота из Таллина в Кронштадт историческом Таллинском переходе. Несколько раз ходил катерный тральщик в Таллин, сопровождая караваны судов и неся дозорную службу. Он ежедневно проводил траления, очищая от мин Финский залив и бухты. Моряки-балтийцы высаживали десанты на побережье Рижского залива, на островах Даго, Эзель и в других местах.
Когда шли бои за Моонзундский архипелаг, катер Ларина двое суток находился в гуще сражений: подвозил боеприпасы и подкрепление десантникам, поддерживая их огнём, эвакуировал раненых. Откатываясь назад, фашисты пытались использовать любой рубеж. Закрепились они и на острове Эзель. При высадке десанта на остров катер Ларина шёл концевым в строю. По сигналу: «Высадить десант!» его судно развило предельную скорость и вырвалось вперёд. Храбрость его экипажа увлекла за собой и всех остальных. Первым высадив десант, Ларин не спешил уйти из зоны обстрела. Он видел, что один из катеров сел на подводные камни и мог быть уничтожен фашистами. Несмотря на сильный огонь противника, судно Ларина приблизилось к пострадавшему катеру, сняло его с камней и вывело из опасной зоны.
В августе 1941 года караван судов оставил Таллинский порт и ушёл курсом на Кронштадт. Погода стояла тихая и солнечная. Сигнальщик, старший матрос Алексей Павлов, внимательно смотрел за воздухом и водной поверхностью. Вдруг он громко крикнул: «Самолёты противника справа 20!». Командир приказал приготовить пулемёты к бою. Самолёты атаковали транспорт. Одна бомба попала в судно, вспыхнул пожар. Катерный тральщик Ларина получил приказ спасти людей. Осторожно продвигаясь к транспорту, Ларин маневрировал, уклоняясь от обстрелов вражеских самолётов. Когда катер подошёл к загоревшемуся судну, восемнадцать человек моряки подняли на борт катера. Остальных спасли другие корабли.
В августе 1942 года катер Ларина был включён в оперативную группу. Задание: встретить и провести за тралами нашу подводную лодку. В заданном районе наши корабли прикрытия вступили в бой с противником, преследовавшим советскую подводную лодку, а группе катерных тральщиков было приказано выйти из района боя и быть готовым применить тралы. В сложной обстановке морского боя катера потеряли друг друга из виду. Экипаж Ларина остался один. Тихоходный, с лёгкой артиллерией на борту, катер «КТЩ-706» мог стать лёгкой добычей для противника. Ларин объяснил команде сложность положения. Несколько часов команда провела в напряжении, готовая ежеминутно встретить врага. Катер успешно выполнил боевую задачу и благополучно вернулся на базу.
Тральщик Ларина провёл 320 операций по тралению вражеских мин, обезвредил более 60 мин, лишь за один год подвергся 22 массированным налётам авиации противника, прошёл за годы войны тысячи миль, выполняя различные задания, 9 раз возвращался на базу с серьёзнейшими повреждениями, спас от гибели более 500 военных.
Родился 3 августа 1911 года в деревне Нечаево Российской империи, ныне Бежецкого района Тверской области, в семье крестьянина. Русский.
Образование среднее. С ранних лет увлекался плотницким делом. В 1930 году он уехал в Ленинград, где работал плотником. В 1933 году вступил в комсомол, в октябре того же года его призвали на флотскую службу. Пять лет прослужил на Тихоокеанском флоте.
Участник советско-финской войны 19391940 годов. Окончил курсы комсостава подводного плавания в мае 1941 года и был назначен командиром катера-тральщика 1-й бригады траления Балтийского флота «КТЩ706».
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года, член ВКП(б)/КПСС с этого же года.
Катерный тральщик «КТЩ-706» под командованием мичмана Ларина в числе других обеспечивал переход наших кораблей из Таллина в Кронштадт в 1941 году, участвовал в высадке десантов, доставке им оружия и продовольствия. Экипаж катера участвовал в прорыве Балтийского флота из Таллина в Кронштадт историческом Таллинском переходе. Несколько раз ходил катерный тральщик в Таллин, сопровождая караваны судов и неся дозорную службу. Он ежедневно проводил траления, очищая от мин Финский залив и бухты. Моряки-балтийцы высаживали десанты на побережье Рижского залива, на островах Даго, Эзель и в других местах.
Когда шли бои за Моонзундский архипелаг, катер Ларина двое суток находился в гуще сражений: подвозил боеприпасы и подкрепление десантникам, поддерживая их огнём, эвакуировал раненых. Откатываясь назад, фашисты пытались использовать любой рубеж. Закрепились они и на острове Эзель. При высадке десанта на остров катер Ларина шёл концевым в строю. По сигналу: «Высадить десант!» его судно развило предельную скорость и вырвалось вперёд. Храбрость его экипажа увлекла за собой и всех остальных. Первым высадив десант, Ларин не спешил уйти из зоны обстрела. Он видел, что один из катеров сел на подводные камни и мог быть уничтожен фашистами. Несмотря на сильный огонь противника, судно Ларина приблизилось к пострадавшему катеру, сняло его с камней и вывело из опасной зоны.
В августе 1941 года караван судов оставил Таллинский порт и ушёл курсом на Кронштадт. Погода стояла тихая и солнечная. Сигнальщик, старший матрос Алексей Павлов, внимательно смотрел за воздухом и водной поверхностью. Вдруг он громко крикнул: «Самолёты противника справа 20!». Командир приказал приготовить пулемёты к бою. Самолёты атаковали транспорт. Одна бомба попала в судно, вспыхнул пожар. Катерный тральщик Ларина получил приказ спасти людей. Осторожно продвигаясь к транспорту, Ларин маневрировал, уклоняясь от обстрелов вражеских самолётов. Когда катер подошёл к загоревшемуся судну, восемнадцать человек моряки подняли на борт катера. Остальных спасли другие корабли.
В августе 1942 года катер Ларина был включён в оперативную группу. Задание: встретить и провести за тралами нашу подводную лодку. В заданном районе наши корабли прикрытия вступили в бой с противником, преследовавшим советскую подводную лодку, а группе катерных тральщиков было приказано выйти из района боя и быть готовым применить тралы. В сложной обстановке морского боя катера потеряли друг друга из виду. Экипаж Ларина остался один. Тихоходный, с лёгкой артиллерией на борту, катер «КТЩ-706» мог стать лёгкой добычей для противника. Ларин объяснил команде сложность положения. Несколько часов команда провела в напряжении, готовая ежеминутно встретить врага. Катер успешно выполнил боевую задачу и благополучно вернулся на базу.
Тральщик Ларина провёл 320 операций по тралению вражеских мин, обезвредил более 60 мин, лишь за один год подвергся 22 массированным налётам авиации противника, прошёл за годы войны тысячи миль, выполняя различные задания, 9 раз возвращался на базу с серьёзнейшими повреждениями, спас от гибели более 500 военных.
Дата выбытия:
2001-10-25