Записи из проекта Дорога Памяти
Дата рождения:
15.01.1919
Место рождения:
Воронежская область, Нижняя Катуховка Новоусманского района
Наименование военкомата:
Центральный РВК, Воронежская обл., г. Воронеж, Центральный р-н
Дата призыва:
__.__.1940
Воинское звание:
гв. лейтенант
Воинская часть:
93 гв. шап
История:
Родился 15 января 1919 года в селе Нижняя Катуховка (Новоусманский р-н) в крестьянской семье. Окончив местную семилетку, 14-летний Петя уехал в Воронеж, продолжать учёбу в техникуме. В 1935 году по окончании ФЗО стал работать слесарем на заводе им. Дзержинского. Ещё учась на рабфаке, стал посещать воронежский аэроклуб, изучать самолёты, прыгать с парашютом.
В апреля 1940 года юношу призвали в ряды Красной Армии. В 1941 г. Пётр кончил Егорьевскую военно-авиационную школу пилотов, а в 22 июня началась война... Его перевели в город Александров-Гай, что в Самарской области, и назначили лётчиком-инструктором. Петру тогда шёл 23-й год, а он уже готовил для фронта молодых пилотов. В октябре 1942 г. Пётр Есипов сам стал боевым лётчиком. Битва за Сталинград особая веха в биографии молодого лётчика. Это было время жесточайших боёв за каждый квартал, улицу, дом. Как потом вспоминал дедушка: «Такие были бои, что полка хватало на неделю, а то и меньше!» И в каждом бою лётчику приходилось снова и снова преодолевать свой страх.
Пётр Есипов летал на штурмовике «ИЛ-2», совершил 197 успешных боевых вылетов. Он бомбил военные аэродромы, переправы, скопления живой силы противника, чем наносил значительный урон врагу. В любую минут была опасность быть сбитым, что и случилось с ним дважды. Однажды он со стрелком-радистом полетел на разведку в направлении железнодорожной магистрали Харьков Лозовая Синельниково. Их самолёт был сбит но они сумели перейти линию фронта и вернуться в свою часть.
А другая трагическая история произошла 9 февраля 1944 года, когда самолёт пилотируемый Петром Есиповым, был сбит вражеской зенитной артиллерией в районе Мелитополя. 11 марта Есипов со своим стрелком-радистом вернулись в свою лётную часть. И снова он водил краснозвёздный самолёт и громил фашистов. Потом были бои за освобождение Украины и Польши. Долгожданный день Победы штурман Пётр Есипов встретил под Берлином.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 154 от 27 июня 1945 г. за образцовое выполнение боевых задач командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленными при этом мужество и героизм гвардии лейтенанту Петру Васильевичу Есипову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Был он награждён также двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями.
Дедушка был на знаменитом Параде Победы в июне 1945 года. Звезду Героя лётчику Есипову вручал председатель Центрального исполнительного комитета Союза ССР М.И. Калинин. По случаю награждения Героев состоялся торжественный обед в Кремле, на котором присутствовали И.В. Сталин и другие военачальники.
И после окончания войны Пётр Васильевич Есипов продолжал служить Родине. В 1948 году окончил Высшую офицерскую школу штурманов. Его лётная часть располагалась в Средней Азии. Будучи главным штурманом дивизии, он осваивал новейшие реактивные самолёты «МиГ-15» и «МиГ-17» и обучал этому делу молодых лётчиков. В 1960 году в звании полковника был уволен по состоянию здоровья в запас и он с семьёй вернулся в Воронеж. И здесь продолжал работать, заниматься военно-патриотическим воспитанием молодёжи. В феврале 1975 года он ушёл из жизни.
Автор статьи: Наталья Коншина г. Воронеж. Представил: Валерий Семенов, Воронеж.
Родился 15 января 1919 года в селе Нижняя Катуховка (Новоусманский р-н) в крестьянской семье. Окончив местную семилетку, 14-летний Петя уехал в Воронеж, продолжать учёбу в техникуме. В 1935 году по окончании ФЗО стал работать слесарем на заводе им. Дзержинского. Ещё учась на рабфаке, стал посещать воронежский аэроклуб, изучать самолёты, прыгать с парашютом.
В апреля 1940 года юношу призвали в ряды Красной Армии. В 1941 г. Пётр кончил Егорьевскую военно-авиационную школу пилотов, а в 22 июня началась война... Его перевели в город Александров-Гай, что в Самарской области, и назначили лётчиком-инструктором. Петру тогда шёл 23-й год, а он уже готовил для фронта молодых пилотов. В октябре 1942 г. Пётр Есипов сам стал боевым лётчиком. Битва за Сталинград особая веха в биографии молодого лётчика. Это было время жесточайших боёв за каждый квартал, улицу, дом. Как потом вспоминал дедушка: «Такие были бои, что полка хватало на неделю, а то и меньше!» И в каждом бою лётчику приходилось снова и снова преодолевать свой страх.
Пётр Есипов летал на штурмовике «ИЛ-2», совершил 197 успешных боевых вылетов. Он бомбил военные аэродромы, переправы, скопления живой силы противника, чем наносил значительный урон врагу. В любую минут была опасность быть сбитым, что и случилось с ним дважды. Однажды он со стрелком-радистом полетел на разведку в направлении железнодорожной магистрали Харьков Лозовая Синельниково. Их самолёт был сбит но они сумели перейти линию фронта и вернуться в свою часть.
А другая трагическая история произошла 9 февраля 1944 года, когда самолёт пилотируемый Петром Есиповым, был сбит вражеской зенитной артиллерией в районе Мелитополя. 11 марта Есипов со своим стрелком-радистом вернулись в свою лётную часть. И снова он водил краснозвёздный самолёт и громил фашистов. Потом были бои за освобождение Украины и Польши. Долгожданный день Победы штурман Пётр Есипов встретил под Берлином.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 154 от 27 июня 1945 г. за образцовое выполнение боевых задач командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленными при этом мужество и героизм гвардии лейтенанту Петру Васильевичу Есипову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Был он награждён также двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями.
Дедушка был на знаменитом Параде Победы в июне 1945 года. Звезду Героя лётчику Есипову вручал председатель Центрального исполнительного комитета Союза ССР М.И. Калинин. По случаю награждения Героев состоялся торжественный обед в Кремле, на котором присутствовали И.В. Сталин и другие военачальники.
И после окончания войны Пётр Васильевич Есипов продолжал служить Родине. В 1948 году окончил Высшую офицерскую школу штурманов. Его лётная часть располагалась в Средней Азии. Будучи главным штурманом дивизии, он осваивал новейшие реактивные самолёты «МиГ-15» и «МиГ-17» и обучал этому делу молодых лётчиков. В 1960 году в звании полковника был уволен по состоянию здоровья в запас и он с семьёй вернулся в Воронеж. И здесь продолжал работать, заниматься военно-патриотическим воспитанием молодёжи. В феврале 1975 года он ушёл из жизни.
Автор статьи: Наталья Коншина г. Воронеж. Представил: Валерий Семенов, Воронеж.
Дата выбытия:
25.02.1975