- Сводная информация Сводная инф-я
- Документы Документы
- Боевой путь Боевой путь
- Приказы и документы частей Док. частей
- Дата рождения
- 24.10.1908
- Место рождения
- Тверская обл., Краснохолмский р-н, Толстиковский с/с, д. Филиппково ; Московская обл., Красно-Холмский р-н
- Дата призыва
- 06.09.1927
- Воинское звание
- полковник
- Награды
-
Орден Красной Звезды
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (5)
Медаль «За оборону Сталинграда» (2)
Орден Красного Знамени
Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени
Медаль «За оборону Москвы» (2)
Орден Отечественной войны II степени
Биография
(24.10.1908, дер. Филиппково Краснохолмского уезда Тверской губ.). Русский. Полковник (29.11.1939). В Красной армии с сентября 1927 г. Окончил Военно-теоретическую шкоду ВВС РККА в Ленинграде (1928), 2-ю военную школу летчиков им. Осоавиахима СССР в г. Борисоглебск (1929), Липецкую высшую летно-тактическую школу ВВС РККА (1937). И. В. Филиппов 6 сентября 1927 г. поступил в Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде. После прохождения теоретического курса в июне 1928 г. он был переведен во 2-ю военную школу летчиков им. Осоавиахима СССР для обучения практическим полетам. После окончания последней 10 ноября 1929 г. он назначен младшим летчиком в 53-ю авиаэскадрилью 11-й авиабригады ВВС МВО в г. Воронеж. С марта 1930 г. проходил службу младшим летчиком в 34-й авиаэскадрилье этой же бригады, а в мае 1931 г. вновь был переведен в 53-ю тяжелую авиаэскадрилью, где исполнял должности младшего летчика, командира корабля, командира отряда. В 1933 г. эскадрилья передислоцирована в Забайкалье (г. Нерчинск), где была переименована в 114-ю авиаэскадрилью в составе 29-й авиабригады ВВС ОКДВА. В начале февраля 1937 г. с должности командира отряда он был направлен в Липецкую высшую летно-тактическую школу ВВС РККА, после которой в конце ноября назначается командиром формировавшейся в г. Иваново 11-й тяжелобомбардировочной авиаэскадрильи в составе 19-й тяжело бомбардировочной авиабригады АОН-1. 28 марта 1938 г. майор И. В. Филиппов был назначен командиром 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка, входившего в состав 3-й тяжелобомбардировочной авиабригады АОН-3 в г. Ростов-на-Дону. В Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. от полка в боевых действиях на Северо-Западном фронте участвовала 2-я эскадрилья. Летом 1940 г. полк под его командованием в полном составе принимал участие в высадке десанта в Бессарабии. С ноября 1940 г. полк дислоцировался в г. Великие Луки, затем с апреля 1941 г. - на ст. Шайковка Смоленской обл. С началом Великой Отечественной войны 1-й тяжелобомбардировочный авиаполк под командованием полковника И. В. Филиппова, находясь в составе 23-й тяжелобомбардировочной авиадивизии, включился в боевую работу на Западном фронте. За первые 2 месяца он произвел 495 самолето-вылетов, из них 66 - по переброске грузов и 429 - ночью. Всего было сброшено по войскам и объектам противника 455 тонн бомб разного калибра, переброшено большое количество грузов для наземных войск. Летчики полка наносили бомбовые удары по вражеским аэродромам, ж.-д. узлам, скоплениям войск и переправам. 17.12.1941 г. полковник И. В. Филиппов был отстранен от командования полком и отдан под суд Военного трибунала (по ст. 193-17, п. «б», УК РСФСР). Причиной тому послужил срыв переброски десанта в ходе контрнаступления под Москвой в период с 11 по 15 декабря. Лично на полковника И. В. Филиппова возлагалась ответственность за общее руководство организацией вылета кораблей, их материальную подготовку и подготовку экипажей. Из-за плохой подготовки кораблей, экипажей, а также сложных метеоусловий после первого эшелона десанта из 14 кораблей при возвращении 4 - потерпели аварию, а 3 - имели разные поломки, сев на различных, в том числе отдаленных аэродромах. Это привело к срыву вылета 2-го эшелона десанта. После разбирательства Военным трибуналом Западного фронта в открытом заседании 1-2 марта 1942 г. все обвинения с полковника И. В. Филиппова были сняты. В апреле того же года он был назначен зам. командира 1-й транспортной авиадивизии АДД. Лично формировал дивизию и до прихода командира в течение нескольких месяцев временно исполнял его обязанности. В процессе формирования дивизия вела боевую работу в интересах Воронежского и Западного фронтов, наносила бомбовые удары по скоплениям войск, резервов противника, его военным объектам в районах Волхов, Мценск, Щигры. Кроме того, ее части выполняли специальные задания по переброске партизанским отрядам Украины и Белоруссии боеприпасов, вооружения, продовольствия, медикаментов и другого имущества. С прибытием в июле командира дивизии полковника В. Е. Нестерцева приступил к исполнению прямых обязанностей. В августе дивизия была перебазирована сначала на аэродромы Эльтон, затем в г. Балашов, после чего приняла участие в Сталинградской битве. С 19 августа, в связи с ранением командира дивизии, полковник И. В. Филиппов вступил во временное командование дивизией и находился в должности до 20 ноября. Ее части участвовали в бомбардировке переправ через р. Дон, ж.-д. станций, резервов, боевой и другой техники, окруженной под Сталинградом группировки немецких войск, а также доставке горючего и боеприпасов передовым частям фронта. За отличия в ходе Сталинградской битвы дивизии было присвоено почетное наименование «Сталинградская ». В конце января 1943 г. дивизия была перебазирована под Москву и выполняла боевые задачи в интересах Центрального и Западного фронтов. В апреле - мае 1943 г. на ее базе был развернут 7-й авиакорпус ДД, а полковник И. В. Филиппов 28 мая допущен к исполнению должности командира 1-й транспортной авиадивизии АДД. Базируясь на подмосковных аэродромах, дивизия поддерживала наступление войск Западного, Центрального, Брянского фронтов действуя в районах Брянск, Орел, Жуковка и других. С августа она вела боевую работу с аэродрома Хвойная в интересах Волховского и Ленинградского фронтов в районах Мга, Синявино, а также против артиллерийской группировки противника в Беззаботной. По боевой работе дивизия выделялась как ведущая в корпусе. За боевые отличия 102-й авиаполк ДД 18 сентября 1943 г. был награжден орденом Красного Знамени, а 101-й авиаполк ДД представлен к присвоению звания «гвардейский». Всего со дня формирования по конец сентября 1943 г. дивизией было произведено 15 208 боевых самолето-вылетов, лично полковник И. В. Филиппов совершил к этому времени 42 боевых вылета. 10 октября 1943 г. за систематические грубые нарушения воинской дисциплины был отстранен от должности и назначен зам. командира этой же дивизии. С марта 1944 г. и до конца войны исполнял должность начальника штаба Новосибирской военной авиашколы летчиков. С мая 1945 г. полковник И. В. Филиппов - пом. начальника по летной подготовке 2-го Чкаловского военного авиационного училища летчиков-наблюдателей Юж.-УрВО. В июне 1946 г. уволен в запас. Награжден 4 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. Использованная литература: Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь. Том II. Командиры авиационных дивизий ВВС и ВМФ, командующие дивизионными районами ПВО, командиры дивизий ПВО, зенитных артиллерийских дивизий РГК, истребительных авиадивизий ПВО, дивизий ВНОС, аэростатов заграждения, прожекторных дивизий и авиационных дивизий ВВС / Д.А. Цапаев, Б.В. Айрапетян, Б.А. Введенский [и др.]; под общей редакцией генерал-полковника В.П. Горемыкина - М.: Кучково поле, 2014. - 992 с.
Командование воинскими частями
Строка в наградном списке
-
hhh
- Подвиг
- Подвиг 2
- Подвиг 3
Страница: | из |

Загрузить еще раз
Рассекречено в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 года N181 «О рассекречиван архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями на 30 мая 2009 года)