Разделы
En

Бобруйская наступательная операция

Период с 24.06.1944 по 29.06.1944 г. В архив
Описание операции
Описание операции

Результат операции

Войска фронта продвинулись до 100-150 км, освободили города: Жлобин - 26.6.44 г., Бобруйск - 29.6.44 г. В районе Бобруйска окружили и уничтожили шесть дивизий противника и вышли на рубеж Свислочь, (иск.) Цель, зап. Осиповичи, (иск.) Слуцк, (иск.) Любань, Колки

Документальная
карта
Режим отображения
Схема
операции
Расположение
частей
Исторические
карты
Выбрать область
на карте
Масштаб 1:
км
0
Редактировать
Сохранить и закрыть
  • scheme
Рассекречено в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 года N181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями на 30 мая 2009 года)

Удар по южному флангу линии «Пантера» привелк окончательной потере устойчивости последней

1-му Белорусскому фронту противостояла 9-ая и часть 4-й армии Вермахта. Фронт Рокоссовского был самым мощным из всех участвующих в операции, но и задачи, поставленные перед ним, были серьезные. Согласно замыслу командования, фронт наносил два сходящихся удара в общем направлении на Бобруйск: первый из района севернее Рогачёва, второй южнее Паричи. С освобождением города завершилась Бобруйская наступательная операция, а вместе с ней и 1-я фаза операции «Багратион».

Освобождение Киева и Житомира

Схема боевой операции

Рассекречено в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 08 мая 2007 г.ода N 181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (с изменениями на 30 мая 2009 г.ода)

Скачать схему

Герой Советского Союза

25 июня 1944 года в ходе боевых действий по освобождению Белоруссии перед 15-й гвардейской танковой бригадой была поставлена задача — перерезать железную дорогу Лунинец-Бобруйск и освободить станцию Чёрные Броды от противника. Несмотря на активное огневое сопротивление противника, танк, под командованием гв. лейтенанта Дмитрия Комарова, одним из первых прорвался к станции. На подступах к станции танковый прорыв наших войск был встречен огнём из орудий немецкого бронепоезда, уходящего со станции. Попаданием вражеского снаряда из бронепоезда танк гв. лейтенанта Комарова был подожжён, а сам командир - ранен. Командир танка Дмитрий Комаров и механик-водитель танка Михаил Бухтуев приняли единственное решение… На максимально возможной скорости, объятый пламенем Т-34, протаранил немецкий бронепоезд. Три бронеплощадки вышли из строя, две из них, сойдя с рельсов, опрокинулись. Бронепоезд был остановлен

Документы воинских частей

Подвиг

На следующий день 2-му батальону, в состав которого входил танковый экипаж Комарова, была поставлена трудная задача: захватить населенный пункт и железнодорожную станцию Черные Броды. Необходимо было лишить противника возможности железнодорожного сообщения с Бобруйском, который наши войска постепенно охватывали в «клещи». Гитлеровцы, понимая всю важность этого узла для военного снабжения бобруйского гарнизона, отчаянно оборонялись.

Выбывших в бою членов экипажа танка заменили гвардейцы Зенин и Захаров, и машина снова рванулась в гущу схватки. Уже на подходе к станции танковые подразделения столкнулись с огнем вражеских самоходных артиллерийских установок. Но 75-мм пушки артиллерийских установок не смогли помешать танку Комарова пробиться к станции. Большей неприятностью оказался вражеский бронепоезд, стоящий под парами у перрона, который открыл огонь по наступающим. В ходе атаки экипаж «Т-34» успел уничтожить до взвода пехоты противника и четыре огневых точки, гусеницами танка были раздавлены два полевых орудия. В разгар боя экипажу пришлось высадить и оставить под присмотром санитаров командира орудия и заряжающего, раненных прямым попаданием снаряда в башню танка.

Ведя огонь по поезду, танк Комарова ворвался на станцию. Однако бронепоезд был надежно защищен и снаряды, пущенные танкистами, не причиняли ему значительного вреда. Под обстрелом с неприятельских бронеплощадок наша танковая атака начала вязнуть. Боезапас танка Комарова был на исходе, а поезд уходил по железной дороге. Его нельзя было упускать.

Последним выстрелом противник сумел поджечь танк. Встал вопрос что делать, когда снарядов не было, враг стремительно уходил, а машина горела, но была на ходу? Решение было молниеносным и единодушным — идти на таран! Подобравшись с тыла, горящий танк на полном ходу врезался в середину поезда, выбив ось у одной из бронеплощадок. Падая, она опрокинула за собой еще две. Бронепоезд, потеряв способность двигаться и вести огонь из пушек и пулеметов, был быстро захвачен пехотными подразделениями. Танкисты, окрыленные геройским поступком товарищей, быстро очистили станцию от гитлеровцев. К 15 часам наши войска освободили Черные Броды и взяли под контроль дорогу Бобруйск-Лунинец.

В результате тарана отважный водитель-механик Михаил Бухтуев погиб, а командир танка Комаров, несмотря на ранение и огонь противника, смог выбраться через аварийный люк в днище танка и укрыться в придорожном лесу. Через несколько дней его там подобрали наши разведчики и переправили в госпиталь.

Подвиг героев-танкистов, совершивших единственный в истории войны таран бронепоезда, был отмечен самой высокой правительственной наградой.

Мемориалы

Удостоенные звания «Герой Советского Союза» за боевую операцию

Показать ещеСкрыть

Журналы боевых действий

    Показать ещеСкрыть

    Видео и фото