Разделы
En

Бобруйская наступательная операция

Период с 24.06.1944 по 29.06.1944 г. В архив
Описание операции
Описание операции

Результат операции

Войска фронта продвинулись до 100 - 150 км, освободили города: Жлобин - 26.06.1944 г., Бобруйск - 29.06.1944. г. В районе Бобруйска окружили и уничтожили шесть дивизий противника и вышли на рубеж Свислочь, (иск.) Цель, западнее Осиповичи, (иск.) Слуцк, (иск.) Любань, Колки

Воинские части, принимавшие участие

Документальная
карта
Режим отображения
Схема
операции
Расположение
частей
Исторические
карты
Выбрать область
на карте
Масштаб 1:
км
0
Редактировать
Сохранить и закрыть
  • scheme
Рассекречено в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 года N181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями на 30 мая 2009 года)

Удар по южному флангу линии «Пантера» привелк окончательной потере устойчивости последней

1-му Белорусскому фронту противостояла 9-ая и часть 4-й армии Вермахта. Фронт Рокоссовского был самым мощным из всех участвующих в операции, но и задачи, поставленные перед ним, были серьезные. Согласно замыслу командования, фронт наносил два сходящихся удара в общем направлении на Бобруйск: первый из района севернее Рогачёва, второй южнее Паричи. С освобождением города завершилась Бобруйская наступательная операция, а вместе с ней и 1-я фаза операции «Багратион».

Освобождение Киева и Житомира

Схема боевой операции

Рассекречено в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 08 мая 2007 г.ода N 181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (с изменениями на 30 мая 2009 г.ода)

Скачать схему

Герой Советского Союза

25 июня 1944 года в ходе боевых действий по освобождению Белоруссии перед 15-й гвардейской танковой бригадой была поставлена задача — перерезать железную дорогу Лунинец-Бобруйск и освободить станцию Чёрные Броды от противника. Несмотря на активное огневое сопротивление противника, танк, под командованием гв. лейтенанта Дмитрия Комарова, одним из первых прорвался к станции. На подступах к станции танковый прорыв наших войск был встречен огнём из орудий немецкого бронепоезда, уходящего со станции. Попаданием вражеского снаряда из бронепоезда танк гв. лейтенанта Комарова был подожжён, а сам командир - ранен. Командир танка Дмитрий Комаров и механик-водитель танка Михаил Бухтуев приняли единственное решение… На максимально возможной скорости, объятый пламенем Т-34, протаранил немецкий бронепоезд. Три бронеплощадки вышли из строя, две из них, сойдя с рельсов, опрокинулись. Бронепоезд был остановлен

Документы воинских частей

Подвиг

На следующий день 2-му батальону, в состав которого входил танковый экипаж Комарова, была поставлена трудная задача: захватить населенный пункт и железнодорожную станцию Черные Броды. Необходимо было лишить противника возможности железнодорожного сообщения с Бобруйском, который наши войска постепенно охватывали в «клещи». Гитлеровцы, понимая всю важность этого узла для военного снабжения бобруйского гарнизона, отчаянно оборонялись.

Выбывших в бою членов экипажа танка заменили гвардейцы Зенин и Захаров, и машина снова рванулась в гущу схватки. Уже на подходе к станции танковые подразделения столкнулись с огнем вражеских самоходных артиллерийских установок. Но 75-мм пушки артиллерийских установок не смогли помешать танку Комарова пробиться к станции. Большей неприятностью оказался вражеский бронепоезд, стоящий под парами у перрона, который открыл огонь по наступающим. В ходе атаки экипаж «Т-34» успел уничтожить до взвода пехоты противника и четыре огневых точки, гусеницами танка были раздавлены два полевых орудия. В разгар боя экипажу пришлось высадить и оставить под присмотром санитаров командира орудия и заряжающего, раненных прямым попаданием снаряда в башню танка.

Ведя огонь по поезду, танк Комарова ворвался на станцию. Однако бронепоезд был надежно защищен и снаряды, пущенные танкистами, не причиняли ему значительного вреда. Под обстрелом с неприятельских бронеплощадок наша танковая атака начала вязнуть. Боезапас танка Комарова был на исходе, а поезд уходил по железной дороге. Его нельзя было упускать.

Последним выстрелом противник сумел поджечь танк. Встал вопрос что делать, когда снарядов не было, враг стремительно уходил, а машина горела, но была на ходу? Решение было молниеносным и единодушным — идти на таран! Подобравшись с тыла, горящий танк на полном ходу врезался в середину поезда, выбив ось у одной из бронеплощадок. Падая, она опрокинула за собой еще две. Бронепоезд, потеряв способность двигаться и вести огонь из пушек и пулеметов, был быстро захвачен пехотными подразделениями. Танкисты, окрыленные геройским поступком товарищей, быстро очистили станцию от гитлеровцев. К 15 часам наши войска освободили Черные Броды и взяли под контроль дорогу Бобруйск-Лунинец.

В результате тарана отважный водитель-механик Михаил Бухтуев погиб, а командир танка Комаров, несмотря на ранение и огонь противника, смог выбраться через аварийный люк в днище танка и укрыться в придорожном лесу. Через несколько дней его там подобрали наши разведчики и переправили в госпиталь.

Подвиг героев-танкистов, совершивших единственный в истории войны таран бронепоезда, был отмечен самой высокой правительственной наградой.

Мемориалы

Удостоенные звания «Герой Советского Союза» за боевую операцию

Показать ещеСкрыть

Журналы боевых действий

    Показать ещеСкрыть

    Видео и фото